Доказательные статьи. Детское отделение

Направления

Доктор поставил моему ребенку СДВГ. Что это такое и как с этим жить?

Памятка для родителей

Данная информация не является основой для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения! Необходима консультация специалиста.

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности.



Это нарушение развития нервной системы, а именно ее контролирующей функции. СДВГ проявляющееся особенностями поведения в раннем возрасте.
При данном синдроме человеку трудно:
• Подавлять внешние и внутренние отвлекающие стимулы
• Командовать самому себе, организовывать самого себя и контролировать самого себя (в том числе и в эмоциональной сфере)
• Самого себя мотивировать
• Планировать события и предвидеть последствия.



Данный синдром нельзя назвать заболеванием, это скорее особенность развития.



СДВГ встречается у 7 из 100 детей. Это достаточно много. С высокой вероятностью, в каждом классе и каждой группе детского сада есть такой ребенок. Причем, есть тенденция к увеличению процента таких детей со временем.



Мальчиков с СДВГ в 4 раза больше, чем девочек. Причины При СДВГ есть генетическая предрасположенность. В 75 процентов случаев у родителей с признаками СДВГ родится ребенок с такой же особенностью.



Кроме генетической предрасположенности некоторую, но не определяющую роль могут играть следующие факторы:
• Дородовое воздействие на плод (никотин, алкоголь)
• Недоношенность и низкий вес ребенка при рождении
• Перинатальное поражение центральной нервной системы.



Усугубить (но не вызвать!) проявления СДВГ может дефицит сна и перемены в жизни, требующие адаптации. Изучается влияние пищевых добавок - сахара, насыщенных жиров и обработанных углеводов, но эта тема требует дальнейших исследований.

Что происходит в нервной системе?

Самым простым языком - нарушается баланс в работе дофамина и норадреналина в коре головного мозга. Эта информация нам потребуется, когда будем говорить про лечение.



Проявления Исходя из названия, СДВГ проявляется снижением внимания и гиперактивностью. Наряду с гиперактивностью выделяют еще и импульсивность - нарушение контроля над эмоциями.



Какие симптомы невнимательности можно увидеть у ребенка?
• Невнимателен к деталям, совершает неосторожные ошибки
• Испытывает трудности в удержании внимания во время игр, занятий в школе или дома
• Кажется, что не слушает, даже когда к нему обращаются напрямую
• Не выполняет домашнее задание, домашние дела
• Испытывает трудности с организацией задач, мероприятий
• Избегает задач, требующих постоянных умственных усилий
• Теряет предметы, необходимые для выполнения задач или занятий (например, школьные учебники, спортивный инвентарь и т. д.)
• Легко отвлекается
• Забывчив в повседневных делах



А гиперактивности/импульсивности?
• Чрезмерная суетливость (например, постукивание по рукам или ногам, ерзание на сиденье)
• Трудности находиться на своем месте, когда требуется сидеть (например, в школе, в кино и т.д.)
• Чувство беспокойства (у подростков) или неуместного бега или лазания у детей младшего возраста
• Не умеет играть спокойно, тихо
• Ходит как будто «с моторчиком».
• Излишне болтлив
• Испытывает трудности в ожидании своей очереди
• Слишком быстро выпаливает ответы, не дослушивая вопроса
• Перебивает, вмешивается в чужие диалоги.



Однако если вы просто отмечаете, что ребенок не хочет учить уроки - рано говорить про СДВГ.



Во-первых, необходимо «набрать» не менее 6 симптомов невнимательности и 6 симптомов гиперактивности/импульсивности. Для подростков будет справедливо наличие 5 симптомов.



Во-вторых, симптомы должны:
• Присутствовать более чем в одной обстановке (например, в школе и дома)
• Сохраняться не менее шести месяцев
• Присутствовать в возрасте до 12 лет (однако начинать тестировать ребенка можно начиная с 4-х летнего возраста) Симптомы нарушают жизнь ребенка в учебной, социальной сфере
• Не могут быть вызваны другими психическими расстройствами.

Сопутствующие проблемы - Часто СДВГ сопровождают и другие проблемы:

• Специфические расстройства учебных навыков, такие как дислексия и дисграфия
• Расстройство развития речи
• Расстройство аутистического спектра
• Нарушение развития координации
• Нарушения сна
• Тики
• Депрессия
• Тревожность
• Склонность к употреблению психоактивных веществ.

Какие есть возможности для коррекции?

Образование родителей и детей по теме проблемы (для этого и написана данная методичка :)), чтение соответствующей литературы: «Почему я отвлекаюсь?» Эдварда Хэлловэлла, «Дети-тюфяки и дети-катастрофы» Екатерины Мурашовой



Поведенческая коррекция.
В ее основе лежит усовершенствование методов воспитания:
Использование положительного подкрепления (хвалим за желаемое поведение), вводим «символическую экономику»:
- Систему баллов, жетонов, выдаваемых ребенку в качестве мотивации за достижение маленьких целей. Потом накопленные баллы ребенок сможет отменять на что-то более весомое)
- Ругать за нежелательное поведение - не продуктивно. Вместо этого можно использовать систему стоимости ответа (вычитаем накопленные баллы/ жетоны), отвлечения, выведения из ситуации или тайм-аута. Систему таймаута - игнорирование нежелательного поведения - описал в своей книге «Магия на 1-2-3» Томас Фелан. Так же особенности методов воспитание описывает Карен Прайор в книге «Не рычите на собаку».
- Постановка небольших достижимых целей. Крупные цели разбиваем на маленькие. Детям с СДВГ большие объемы работы кажутся невыполнимыми, а поощрение в виде «велосипеда в конце учебного года» - недостижимыми, поэтому они их не мотивируют. Исходя из этого мы и цели, и вознаграждения разбиваем на более мелкие, как описано выше
- Ограничение выбора. Обязательно предлагаем варианты, т.к. это создает ощущение предсказуемости



Коррекция среды:
- Использование диаграмм и контрольных списков, чтобы помочь ребенку оставаться «на задании»
- Поиск занятий, которые позволят ребенку ощутить себя успешным (например, хобби, спорт)
- Ведение ежедневного расписания: какие задачи стоят у ребенка на этот день и примерное время на их выполнение. Эпизоды отдыха, игры также вносим в расписание)
- Сведение к минимуму отвлекающих факторов во время выполнения домашней работы, устраивать регулярные регламентированные перерывы
- Предоставление конкретных и логичных мест для ребенка, где он может хранить свои школьные принадлежности, игрушки и одежду
- Коррекция среды в школе: дополнительные часы с педагогом, классы с малой заполненностью, расположение ученика ближе к учителю, корректные напоминания от педагога, когда ученик отвлекается, наличие ресурсной комнаты, где ребенок может переключиться, отдохнуть.



• Психотерапевтические вмешательства:
игровая терапия, когнитивноповеденческая терапия. Этим занимается психолог или психотерапевт.



• Коррекция сопутствующих проблем, таких как нарушения сна, тревожность, оппозиционно-вызывающее расстройство поведение и т.д



• Медикаментозная коррекция
В России для терапии СДВГ разрешен препарат Атомоксетин (Страттера). Его эффективность и побочные эффекты исследованы на более чем 5 тысячах испытуемых. Атомоксетин влияет на обмен норадреналина в организме.



У препарата могут встречаться побочные эффекты, такие как снижение веса, боль в животе, потеря аппетита, тошнота, рвота, головная боль, раздражительность, сонливость (чаще у детей) и бессонница (чаще у взрослых).



Есть и более неприятные побочные эффекты, например, влияние на сердце и депрессивные и суицидальные мысли.
Поэтому медикаменты никогда не являются первой линией терапии, назначаются строго по согласованию с врачом в дополнение к вышеупомянутым способам коррекции. Перед началом приема необходимо убедиться, что у ребенка не было данных жалоб ранее и провести исследование функции сердца. При появлении побочных эффектов необходимо незамедлительно связаться с вашим лечащим врачом
- При невозможности назначить атомоксетин, рассматриваются препараты из группы трициклических антидепрессантов, например, имипрамин.



Не доказали своей эффективности:
- Диета. Однако, если родители вели дневник питания и отслеживали поведение, то можно обсудить с врачом определенные продукты
- Добавки полиненасыщенных жирных кислот



Как лечить не рекомендуется:
На сегодняшний день своей эффективности при СДВГ не доказала ноотропная терапия: гопантеновая кислота (пантогам, пантокальцин), аминофенилмасляная кислота (фенибут, анвифен), пиритинол (энцефабол), кортексин, церебролизин.



Данных об этих препаратах вы не найдете в авторитетных зарубежных источниках, таких как FDA (Food and Drug administration), международном лекарственном справочнике RXList. Проведенные по данным препаратам исследования выполнены на малом количестве людей и не соответствуют международным стандартам. У них нет четкой точки приложения при СДВГ, исходя из механизма его проявлений. Мы не можем достоверно говорить не только об их эффективности, но и безопасности. Разрешены к использованию только на территории Российской Федерации и страни СНГ.

А что будет дальше?

Прогноз в подавляющем большинстве благоприятный. До 10% людей будут во взрослом возрасте иметь заметные симптомы СДВГ. До половины - перестанут подходить под критерии СДВГ. Оставшаяся часть детей, повзрослев, будут иметь некоторые симптомы, в целом не мешающие жизни. Симптомы могут временно ухудшаться, когда человек попадает в новые для него условия.



Какие проявления могут быть у взрослых?



Гиперактивность проявится как:
• Беспокойство
• Многословие
• Постоянная активность
• Склонность выбирать очень активную работу
Невнимательность:
• Прокрастинация
• Трудности с принятием решений
• Плохое управление своим временем
• Трудности в организации мероприятий
Импульсивность:
• Чаще чем обычно прекращение отношений с людьми
• Частая смена работы
• Чрезмерная реакция на разочарования
• Частое нарушение правил вождения



Возможно, среди своих знакомых вы можете наблюдать таких людей.



Данный документ подготовлен неврологом Абдурзаковой Аленой с использованием материалов: 1. https://www.uptodate.com 2. https://www.fda.gov/ 3. https://www.rxlist.com/ 4. Руководство по детской и подростковой психиатрии под ред. Джозефа М. Рея, 2018. 5. Treatment strategies for ADHD: an evidence-based guide to select optimal treatment. Molecular Psychiatry. Caye, A., Swanson, J. M., Coghill, D., & Rohde, L. A., 2018.

Если у вас есть вопросы - напишите нам

Нам важно, что Вы думаете о нас.
Просто напишите мне.

Запись на прием через оператора

Если Вы не знаете, к какому врачу обратиться, оставьте заявку, мы Вам поможем
Если вы оставили заявку в нерабочее время, мы обязательно перезвоним на следующий день!
Время работы контактного центра:
пн-пт: 08:00 - 21:00
сб-вс: 09:00 - 19:00

Оператор перезвонит в течение 10 минут.

Отмена
Нажимая кнопку «Заказать звонок», я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных