Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо развивались и успешно учились в школе.
Только нужно знать: что делать и как делать?
Рассказывает Палиюк Наталья Дмитриевна - Логопед нашей клиники.
Ответ на первый вопрос прост: учите ребёнка говорить. Учась говорить, он научится думать. Но помните, что правильная речь – это не только правильное звукопроизношение, но и умение грамотно излагать свои мысли на письме, умение находить смысл в прочитанном.
Функциональная система письма и чтения формируется постепенно. Механизмы, ее обеспечивающие, созревают в целом к началу школьного обучения (к 7 годам).
Однако у 12 — 37% (по разным данным) детей после семи лет выявляются нарушения, которые определяются как:
• Дислексия (нарушение чтения)
• Дисграфия (нарушение письма)
• Дискалькулия (нарушение навыков счёта).
Дислексия — неспособность (или затрудненность) овладения письмом и чтением при сохраненном интеллекте и физическом слухе. Чаще всего дисграфия и дислексия наблюдаются у ребёнка одновременно, но иногда они могут встречаться изолированно.
Дискалькулия - неспособность (или затрудненность) овладения математическими навыками.
• Нарушение навыков чтенияВышеперечисленные расстройства могут быть вызваны
• Нарушение навыков письма
• Нарушение произношения звуков
• Нарушение навыков счёта
• Нарушение связи между словами
• Запоздание «запуска» речи у ребенка
Исправлением именно этих нарушений и занимается Логопед
Биологические причины:
Наследственность, поражение или недоразвитие головного мозга на разных периодах развития ребенка, патологии беременности, травмы плода, асфиксия, серьезные соматические заболевания, инфекции, поражающие нервную систему.
Социально-психологические причины:
Синдром госпитализма (нарушения, обусловленные длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от дома и семьи), педагогическая запущенность, недостаточность речевых контактов, воспитание в двуязычных семьях.
Социальные и средовые причины:
Завышенные требования к грамотности в отношении ребенка, неправильно определенный (слишком ранний) возраст обучения грамоте, неверно подобранные темпы и методы обучения.
Виды дисграфии и дислексии
Сегодня специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована:
1. Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков При акустической дисграфии нарушений в произношении звуков может и не быть, но их восприятие однозначно будет неправильным. На письме это проявляется в замене звуков, которые человек слышит, теми, которые похожи на них при произношении, к примеру, свистящие звуки заменяются шипящими, глухие – звонкими (С-Ш, З-Ж и т.п.)
2. Артикуляционно-акустическая дисграфия – характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями связаны конкретно с неправильным произношением звуков. Человек пишет точно так, в звукопроизношении. При артикуляционно-акустической дисграфии ошибки на письме как слышит. Как правило, подобные симптомы встречаются у детей, у которых недоразвита фонетико-фонематическая сторона речи.
Кстати, ошибки при дисграфии этого вида будут схожими как при произношении, так и при написании (например, если ребенок говорит «смишной заяс», писать он будет точно так же).
3. Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи. При аграмматической дисграфии слова изменяются по падежам, путаются склонения, ребенок не в состоянии определить число и род (например, «яркий солнышко», «хороший тетя», «три медведь» и т.п.). Предложения отличаются несогласованностью постановки слов, некоторые члены предложения и вовсе могут быть пропущены. Что касается речи, то она заторможена и недоразвита.
4. Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием. При оптической дисграфии буквы смешиваются и заменяются на те, которые визуально похожи на правильные. Здесь следует разграничивать литеральную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся изолированные буквы) и вербальную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся буквы в словах). Чаще всего буквы «отзеркаливаются», в них добавляются лишние элементы или не дописываются нужные, (например, Т пишется как П, Л – как М, А – как Д) и т. п.)
5. Особая форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза. При этом виде дисграфии ребенок меняет буквы и слоги местами, не дописывает окончания слов или дописывает лишние, пишет предлоги слитно со словами, а приставки отделяет от них (например, «на шёл», «настоле» и т.п.). Этот вид дисграфии считается самым распространенным среди школьников.
На практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида.
Профилактика дисграфии и дислексии предполагает определенные действия еще до того, как ваш ребенок будет обучаться письму. Они включают в себя упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, пространственного восприятия, зрительной и слуховой дифференциации и других процессов, отвечающих за овладение навыком письма.
Любые, даже самые незначительные нарушения речи необходимо незамедлительно корректировать. Не менее важно расширять словарный запас ребенка. В более старшем возрасте нужно тренировать почерк.
Дискалькулия
Нарушение, выражающееся в неспособности к изучению и пониманию арифметических операций, а также в неумении оперировать цифрами и числами.
Данный синдром рассматривают как специфическое неврологическое и нейропсихологическое расстройство.
Выделяют семь видов дискалькулии:
1. Графическая — невозможность правильно записать услышанное число, определить математический термин, изобразить геометрическую фигуру;
2. Вербальная - невозможность правильно назвать число, символ,обозначить количество предметов;
3. Лексическая — отсутствие понимания математических операций, неспособность выполнять задачи по причине непонимания сути операций, нарушение в пространственно-визуальных процессах;
4. Операциональная — неспособность к выполнению математических действий;
5. Практогностическая — отсутствие способности к абстрактному счёту предметов,распределению предметов в зависимости от таких характеристик, как количество, форма, размер и т.д.
6. Арифмерия — неспособность к обучению вычислению;
7. Псевдодискалькулия — снижение математических способностей вследствие нежелания учиться, отставания по учебной программе, неграмотно построенного процесса обучения.
Дискалькулия является самостоятельным недугом, который гораздо меньше изучен, чем дислексия и дисграфия. Не стоит воспринимать это нарушение, как лень.
Коррекция дискалькулии индивидуальна и трудно прогнозима во временных рамках. Как и любое нарушение, нарушение счёта следует корригировать своевременно и систематично. Данная патология должна быть выявлена в дошкольном возрасте ребёнка, в противном случае её исправление становится очень тяжёлым и длительным процессом.
Коррекция дискалькулии должна сочетаться с развитием речи у ребёнка. Должно происходить расширение запаса слов, в том числе математическими терминами.